В последние недели ракетные атаки и атаки беспилотников на грузовые суда, проходящие через Красное море, привели к крупнейшим перебоям в мировой торговле со времен пандемии COVID-19. Однако, несмотря на задержки с поставками, цены на нефть остаются на удивление стабильными.
В ответ на войну Израиля в Газе повстанцы Хути — шиитское движение, связанное с Ираном, которое контролирует северный Йемен и его западное побережье, — начали волну нападений на суда в Красном море. Нападая на суда с предполагаемыми связями с Израилем, они пытаются заставить Тель-Авив прекратить войну и разрешить доставку гуманитарной помощи в Газу в полном объеме. С 19 ноября хути совершили по меньшей мере 26 отдельных нападений на торговые суда.
Хотя ни один корабль еще не был потоплен, Соединенные Штаты недавно направили в регион многонациональную военно-морскую оперативную группу. 31 декабря вертолеты американских ВМС уничтожили 10 боевиков Хути и потопили три скоростных катера этой группировки.
На следующий день Иран направил в Красное море свой военный корабль Alborz, усугубив и без того нестабильную ситуацию. Правительство не предоставило информации о миссии корабля.
В среду повстанцы Хути выпустили самый мощный шквал снарядов, заставив вступить в бой военно-морские силы США и Великобритании. В четверг вечером США и Великобритания начали бомбардировку многочисленных объектов хути в Йемене.
Хотя после авиаударов в четверг цена на нефть марки Brent ненадолго превысила отметку в 80 долларов за баррель, в последние недели цены на нефть в основном двигались в боковом направлении. Фундаментальные показатели рынка говорят о том, что он сбалансирован или слегка профицитен. И пока не возникнет явной угрозы мировому предложению, трейдеры, похоже, отнесут напряженность на Ближнем Востоке к фоновому шуму.
Суэцкий канал
Деятельность хути до сих пор была сосредоточена в узком Баб-эль-Мандабском проливе, соединяющем Аденский залив с Красным морем. Ежедневно через пролив проходит около 50 судов, направляющихся в Суэцкий канал и обратно — центральную артерию мировой торговли.
Некоторые из крупнейших судоходных компаний мира приостановили транзит в этом регионе, вынуждая суда обходить мыс Доброй Надежды на юге Африки. Более длинный маршрут привел к росту фрахтовых ставок из-за увеличения расходов на топливо, экипаж и страхование.
По данным судового брокера Clarksons, в прошлом году Суэцкий канал пересекли около 24 000 судов. Это составляет одну десятую часть мировой торговли, включая 10 процентов морской нефти и 8 процентов сжиженного природного газа.
Суда, проходящие через Суэцкий канал, приобрели большее стратегическое значение после войны в Украине, поскольку российские санкции сделали Европу более зависимой от нефти с Ближнего Востока, которая поставляет треть мирового объема нефти марки Brent, являющейся международным эталоном.
«Регион является важным каналом для грузоперевозок, на который приходится почти треть мировых контейнерных мощностей. Поэтому связанные с Хути «узкие места» представляют собой новый риск для инфляции», — говорит Рахул Шаран, старший менеджер морской консалтинговой компании Drewry.
«В последние месяцы мы наблюдали сотни судов, перенаправленных из Суэцкого канала. Пока мы не знаем, какие отрасли промышленности пострадали больше всего, но стоимость потребительских товаров может вырасти, если цены на нефть и газ вырастут».
Несмотря на перенаправление поставок из Суэцкого канала, напряженность в Красном море до сих пор оказывала незначительное влияние на цены на энергоносители. «Мы наблюдаем большую волатильность, поэтому геополитические риски учитываются. Но этого недостаточно, чтобы поднять цены», — говорит торговец энергоносителями Мохаммед Ягуб.
Цены на нефть снижаются с 1 ноября.
«Правда в том, что наступила усталость от заголовков. Много говорилось о напряженности в Красном море, особенно сегодня. Но в последние недели мировые поставки оставались в целом стабильными», — сказал Ягуб в интервью Al Jazeera.
«Не стоит забывать, что нефть по-прежнему может транспортироваться по Африке, а также из портов на западе Саудовской Аравии, минуя Баб-эль-Мандеб». По его словам, хутисты также вряд ли будут атаковать суда из дружественных нефте- и газодобывающих стран региона.
Напряженность в отношениях с Ираном
Ягуб добавил, что существуют и другие факторы — недавний рекордный уровень добычи в США, отмена нефтяных санкций в Венесуэле и низкий мировой спрос.
Однако, заглядывая в будущее, он предупредил, что «напряженность в Иране, особенно вокруг Ормуза, может повлиять на цены».
Ежедневно через Ормузский пролив, расположенный между Персидским и Оманским заливами, транспортируется около 17 миллионов баррелей сырой нефти — почти шестая часть мирового предложения. Если Иран начнет активно участвовать в конфликте, Тегеран может пригрозить закрыть этот жизненно важный канал.
По словам Каллума Брюса, «аналитика Goldman Sachs, любое такое закрытие может привести к росту цен на сырую нефть на 20 процентов в течение месяца и далее.
Это был бы огромный, огромный шок. Однако на данный момент предполагаемая рыночная вероятность того, что это произойдет, составляет менее 1 процента» — сказал он. Тегеран, как оказалось, не желает вступать в военный конфликт с США, а его экономика остается нестабильной.
Брюс отметил, что «нефтетрейдеры будут продолжать внимательно следить за активностью на Ближнем Востоке. Газа — это нулевой уровень. Затем, у вас есть Красное море. В последние недели напряженность в регионе также возросла».
2 января высокопоставленный лидер ХАМАС Салех аль-Аури был убит в Бейруте в результате налета израильских беспилотников после трех месяцев боевых действий на ливано-израильской границе. Это был первый воздушный налет на Бейрут с 2006 года.
На прошлой неделе Израиль убил командира «Хезболлы» на юге Ливана, а «Хезболла», пользующаяся поддержкой Ирана, нанесла ракетный удар по израильской базе. Тем временем поддерживаемые Ираном группировки в Ираке активизировали нападения на американские военные базы.
Президент США Джо Байден, в свою очередь, заявил, что стремится не допустить перерастания войны в Газе в тотальный региональный пожар, хотя бомбардировки Йемена рассматриваются хутистами как эскалация. В воскресенье госсекретарь США Энтони Блинкен был отправлен в дипломатическую поездку на Ближний Восток в четвертый раз за последние три месяца.
«Война Израиля с ХАМАС, похоже, усилила и без того существующую напряженность», — говорит Брюс. «И хотя военно-морская активность США в Красном море спровоцировала заголовки, экономические проблемы продолжают диктовать цены на нефть».
Мохаммед Ягуб добавил: «Это правда, что мегатренды занимают трейдеров. Но вероятность регионального конфликта будет расти тем дольше, чем дольше будут продолжаться боевые действия в Газе. Йемен это доказывает. Поэтому можно утверждать, что сейчас нефтетрейдеры настроены слишком оптимистично»